07:09 | 20 апреля, 2024

Наблюдатели за выборами от ассоциации «Promo-LЕХ» в своих отчётах неоднократно обращали внимание, что правящая Демократическая партия использует административный ресурс в политической борьбе.

Одно из проявлений этого: сотрудников госпредприятий принуждают к участию в политических акциях. Работники одного такого предприятия — АО «CET-Nord» — пожаловались esp.mdна несколько таких случаев.

Центральная площадь, Бельцы Центральная площадь, Бельцы

На митинги в столице...

Анатолий* работает в «CET-Nord» давно и может оценить, как менялась политика руководства за последние годы. По его словам, вовлекать сотрудников в политику стали в 2016 году (то есть с момента, когда ДПМ стала фактически единолично, без коалиций, руководить страной).

«Тогда мы начали ездить на протесты и митинги в Кишинёв. Я ездил несколько раз. Если мы выезжали в выходные, то потом нам давали два дня отгулов. Ехали организованно. Как правило, автобусы отправлялись от завода «Реут». Потом автобусы стали ждать нас у [комплекса] «Лидо».

Кто поедет, решало начальство. Просто говорили: «Поедешь ты, ты и ты». Думаю, что у каждого начальника цеха была своя разнарядка. Потому что если кто-то не мог поехать по уважительной причине (день рождения, свадьба, гости), то искали других в этом же цехе.

Раньше люди ездили охотно из-за отгулов. Теперь, с приходом нового и. о. директора Мариана Брынзы, отгулы перестали давать, найти людей сложнее. Но всё равно можно, потому что мы все зависим от начальства», — пояснил Анатолий.

От последнего массового выезда в столицу в октябре прошлого года он отказался, сославшись на важную причину. Тогда в Кишинёве ДПМ провела т. н. национальное собрание «За Молдову», и близкие к демпартии СМИ заявили, что оно собрало 100 тысяч участников.

По информации Анатолия, поездка на тот митинг организовывалась исключительно за счёт времени сотрудников. Никто даже не обещал компенсировать его отгулами.

Те, у кого не было веской причины для отсутствия, вынуждены были ехать — понимали, что работать потом будет сложно. К примеру, один из непосредственных начальников на чей-то отказ мог отреагировать так: «Ну, смотри, ты тоже можешь ко мне обратиться, когда тебе понадобится. Ты знаешь, что я тебе отвечу».

Как рассказывает наш источник, работники на таких мероприятиях ведут себя пассивно: «стараются стоять в сторонке» или «просто уходят по своим делам». «Главное вовремя вернуться, чтобы успеть на автобус вместе со всеми».

За участие в митингах денег никогда не платили, но на обратном пути угощали плациндами из столовой предприятия и минеральной водой. Кто хотел, брал с собой еду и спиртное. Тогда дорога была веселее.

… и в Бельцах

Другой наш собеседник, Вячеслав, рассказал о своём участии в митинге перед примарией 20 декабря. Он проходил одновременно с заседанием муниципального Совета, на котором обсуждался проект городского бюджета на 2019 год, и был направлен против местных властей Бельц.

Начальник цеха накануне предупредил о том, что надо пойти на манифестацию. Проинструктировал, что утром нужно прийти на работу, потом переодеться и в 8.30 группами по два-три человека пройти через проходную, а затем на площадь.

«Поскольку мероприятие проходило в рабочее время, то никто особенно не возмущался. Все пошли. Просто постояли в сторонке, поморщились и ушли. Если бы мы не пришли, то там было бы 20 детей со свистками. А так мы создавали массовку.

Я видел там и знакомых ребят из «РЕД-Норда» (другое бельцкое госпредприятие. — «СП»). Им тоже сказали прийти для массовости. Отказываться смысла нет. Только наживёшь себе врага в лице начальства. Все это понимают, поэтому и идут», — уверяет Вячеслав.

Сбор подписей против оппозиции

Сотрудники «CET-Nord» вспомнили, как их заставляли подписывать листы «за недоверие Майе Санду». Собеседники затруднились сказать, что это было. Но, судя по всему, речь идёт о петиции со 100 тыс. подписей, которую в ноябре 2018 года подал в Делегацию Евросоюза в Молдове депутат от ДПМ Евгений Никифорчук. В ней содержалась просьба проверить связь оппозиционных политиков Майи Санду и Андрея Нэстасе с кражей миллиарда из банковской системы.

Кадровики предприятия, по словам наших героев, проставили в списках номера паспортов, записали адреса проживания сотрудников. Начальник цеха подходил к рабочему с готовой бумагой, и тот её подписывал.

«Как и в случае с митингами, никто не тратил время на пространные разъяснения, для чего это нужно сделать. Просто подписывай», — добавляют источники.

Работа на избирательном участке

Анатолий вспомнил ещё об одной ситуации.

В конце прошлого года несколько человек пригласили в актовый зал. Им раздали тетради и предложили пройти по адресам на Новых Бельцах. Необходимо было выяснить, за кого собираются голосовать люди, что нужно сделать в их дворе, микрорайоне, чтобы улучшить условия. При этом сотрудников попросили, как говорит Анатолий, «продвигать интересы Демократической партии».

Анатолий отказался, и после этого, по его словам, не последовало никаких репрессивных мер.

Он считает, что сложнее отказать в подобных просьбах начальству людям пенсионного возраста. С ними каждый год перезаключают трудовые договоры. Не могут отказать руководству и молодые работники, только пришедшие на предприятие, а также те, у кого есть трудовые нарушения. Сложно и начальникам цехов — с ними тоже перезаключают договоры.

Есть и группа людей, к которым не обращаются с подобными просьбами: верующие, те, кто принципиально не хочет участвовать в политических акциях и заявляет об этом открыто.

Основная масса людей предпочитает молчать и не конфликтовать с начальством. При том, что подобный подход, по словам Вячеслава и Анатолия, не нравится никому.

«Людям не нравится, когда их заставляют. Может, у тебя другая жизненная позиция, а ты вынужден это делать. Если ты это делаешь сам в силу своих убеждений — это одно. А так получается, что тебя тупо используют, и это унижает человека», — считает Вячеслав.

Предприятие в сфере интересов партии

АО «CET-Nord», на котором трудится порядка 500 человек, находится в подчинении Министерства экономики и инфраструктуры РМ.

Это ведомство с 2009 года возглавляют выдвиженцы демпартии. Представители этой партии руководили и «CET-Nord».

До 2013 года гендиректором был Пётр Аксенти, лидер бельцкой территориальной организации ДПМ. В 2013–2018 годах директором был Иван Галаган — член муниципального совета бельцкой организации ДПМ.

В марте 2018 года и. о. директором стал Мариан Брынза. По информации пресс-службы Минэкономики, он «был откомандирован на эту должность Национальным антикоррупционным центром». Конкурс на замещение должности главы «CET-Nord» после истечения контракта Ивана Галагана министерство не объявило, а о мотивах назначения исполняющего обязанности ничего не сообщило.

Cet Nord, Бельцы Cet Nord, Бельцы

АО «CET-Nord» находится в подчинении Министерства экономики. Последние годы им руководили члены ДПМ. Фото из архива «СП»

«Никто никого не заставлял»

«СП» попросила прокомментировать слова наших собеседников бывшего руководителя, а ныне заместителя генерального директора Ивана Галагана.

Он сообщил, что поездка на митинг в Кишинёв, о которой рассказали работники, состоялась в выходной день. В столицу поехали те, кто посчитал это возможным. «Никто никого не заставлял. Каждый имеет право решать, где и как ему провести нерабочий день», — говорит Иван Галаган.

Он также отметил, что не знает о том, что сотрудники предприятия участвовали в митинге у примарии Бельц во время рабочего дня.

«У нас работают люди, которые являются членами и симпатизируют различным партиям. Для нас это совсем не важно. Самое главное для нас — это их профессиональные качества», — добавил Иван Галаган.

Остальные вопросы он рекомендовал адресовать и. о. гендиректора Мариану Брынзе.

Мы попытались получить комментарий у главы предприятия. В его приёмной, выяснив, кто звонит, ответили, что «связаться с директором невозможно».

«СП» готова дать слово администрации предприятия, если там этого пожелают.

«Мы не приветствуем такого рода явления»

Виталий Гамурарь, пресс-секретарь Демократической партии, ситуацию прокомментировал так:

— Может быть, и есть какие-то нарушения. По крайней мере, никогда подобная инициатива не исходила от руководства Демократической партии. В смысле того, чтобы руководители на местах, представители ДПМ использовали административный ресурс.

Мы понимаем очень хорошо, что любое действие, которое может подпадать под это понятие, обязательно станет достоянием общественности. Поскольку к представителям ДПМ как партии, которая находится у власти, особое внимание <...> мы не приветствуем такого рода явления. Если они и существуют, то, конечно, просим наших представителей, у которых есть такие данные, сообщать нам об этом. Чтобы мы были в курсе и смогли предотвратить развитие нежелательных ситуаций.

«Это противоречит свободе собраний»

Ион Чебану, юрист, региональный координатор неправительственной ассоциации «Promo-LEX», считает, что использование людей в рабочее время на политическом митинге незаконно и противоречит демократическим принципам.

«Собрания должны быть мирными и свободными. На них должно быть свободное волеизъявление граждан. Ни в коем случае нельзя превращать их в обязанность. Когда человек приходит во время работы на митинг, то здесь возникает ряд конфликтов.

Первый из них — трудовой. Человек имеет право на труд. Второй — это ограничение его свободы, поскольку он пришёл сюда не по доброй воле. Это противоречит свободе выражения мнений и свободе собраний», — уточнил Ион Чебану.

Он отметил, что любое привлечение людей к политической или общественной деятельности в рабочее время недопустимо. Во всех этих случаях просматривается использование административного ресурса.

Комментарии 0

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий (сейчас комментариев: 0)